По различным оценкам, у 10-15% из 15,5 млн российских школьников может быть дислексия развития или присутствовать различные дислексические признаки в чтении и письме. Если выразить это соотношение в цифрах, то оказывается, что более 2 млн учащихся – это дислексики! Разумеется, всех их нельзя перевести в коррекционные классы. Но этого и не нужно делать, потому что в большинстве случаев дислексия у школьников поддаётся коррекции с помощью физических упражнений.
Какие упражнения нужно делать и как они помогают детям справиться с дислексией, расскажем в этом материале.
Внимание! В статье будут даны рекомендации для детей без статуса ОВЗ или имеющих какие-либо заболевания, связанные с работой мозга.
Что нужно знать об упражнениях для коррекции дислексии?
Суть коррекции дислексии по методу учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе заключается в преодолении рассогласованности в работе полушарий мозга, а для этого нужно обеспечить и закрепить доминирование левого полушария. Благодаря этому удаётся преодолеть дислексические трудности всего за несколько недель.
Для того, чтобы упражнения для профилактики и коррекции дислексии действительно помогли, нужно соблюдать несколько обязательных условий:
- Выполнять психофизические упражнения, которые объединяют обычную физкультуру и приёмы психологической саморегуляции: «я сделаю», «я могу», «я справлюсь».
- Все упражнения, направленные на коррекцию дислексии, должны сопровождаться отработкой речевого дыхания, что одновременно повышает ресурсное состояние ребёнка и помогает ему улучшить ситуацию с обучением, в частности, положительно сказывается на его технике чтения и письма.
- На время коррекции (а если потребуется и больший период) ребёнку следует отказаться от занятий, спортивных секций, творческих кружков и других действий, которые в большей степени активизируют функции правого полушария мозга.
- Если упражнения для профилактики и коррекции дислексии предполагают попеременное использование рук (например, «Тучка-Солнышко», сжимание эспандера), то их выполнение нужно обязательно заканчивать на правой руке, потому что правая рука у нас отвечает за работу левого полушария.
- Все упражнения, направленные на коррекцию дислексии, ребёнок должен выполнять исключительно стоя. За счёт этого удаётся лучше активизировать работу мозга, повысить физическую выносливость, а также оказать положительное влияние на центральную нервную систему.
- Во время тренировки должны присутствовать упражнения на растяжку, что не только укрепляет мышцы и повышает их эластичность, но и улучшает их иннервацию. Благодаря этому, например, у детей-дислексиков улучшается качество почерка, который становится более беглым и аккуратным.
Какие упражнения выполнять школьникам для коррекции дислексии?
Все упражнения можно условно разделить на базовые и дополнительные. К базовым относятся те, которые нужно обязательно выполнять в период коррекции и в случаях, когда требуется достичь результата здесь и сейчас.
Базовых упражнений всего несколько: графокоррекция, «Тучка-Солнышко», «Перекаты», «Бой мяча». Именно эти упражнения дети и взрослые осваивают на программе учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Интеллектуальные выходные». Это регулярная программа-интенсив, которая проводится по выходным. После тренировок ребёнку становится гораздо легче учиться в течение учебной недели, к тому же он обретает навык самостоятельных тренировок.
«Интеллектуальные выходные» также позволяют понять, нуждается ли ребёнок в более серьёзной коррекции и надо ли ему проходить программу «Успешный Старт».
Второй вариант освоить упражнения для профилактики и коррекции дислексии у школьников – стать участником онлайн-клуба «Родительская Академия», где можно скачать «Методические рекомендации» по тренировкам для детей с дислексией и другими трудностями в обучении. Библиотека онлайн-клуба также постоянно пополняется видеоматериалами, где эксперты делятся советами по обучению и воспитанию детей с дислексией, дисграфией, СДВГ и другими проблемами в учёбе.
К дополнительным упражнениям для коррекции дислексии можно отнести циклические виды спорта, а также некоторые виды ациклических, например, настольный теннис. Другими словами, ребёнок может посещать спортивную секцию по бегу, велоспорту, гребле или заниматься самостоятельно. За счёт регулярных тренировок он окрепнет физически и ему будет легче адаптироваться к школьным нагрузкам.
Какие виды спорта рекомендованы детям с дислексией и другими трудностями в обучении, а от каких лучше отказаться – учитель-дефектолог Татьяна Гогуадзе подробно рассказывает в своей книге «Спорт и детский интеллект». Ознакомиться с данной книгой и упражнениями для коррекции дислексии, можно в онлайн-клубе «Родительская Академия».
Уважаемые родители!
Физические упражнения – это ключ к коррекции дислексии у школьников. Но, чтобы они принесли пользу и помогли в короткие сроки преодолеть имеющиеся трудности, их нужно выполнять правильно и регулярно.
Приходите в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе на «Интеллектуальные выходные» или записывайтесь на онлайн-тренировки – и ваш ребёнок обязательно справится с дислексическими трудностями.