Яндекс Метрика
Что нужно делать для формирования адекватной самооценки у детей с дислексией
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Как дислексия влияет на самооценку ребёнку?

26.02.2025

Самооценка – важная часть нашего восприятия самого себя и окружающего мира. Она влияет на учёбу, работу, отношение с людьми и даже личное счастье. А ещё – это внутреннее ощущение ценности и значимости самого себя, поэтому обязательно нужно формировать у детей адекватную самооценку. Ведь от неё напрямую зависят уровень обучаемости ребёнка и становление его личностных качеств.

По различным исследованиям, почти треть российских школьников имеют заниженную самооценку, около половины – завышенную и только у 15-17% детей сформирована адекватная самооценка. Как правило, в первую категорию попадают дети с трудностями в обучении и проблемами в отношениях с родителями, но можно выделить особую группу детей – тех, у кого есть дислексия развития.

Напомним, что дислексия – это неврологическое расстройство, причиной которого является генетически заложенная особенность в работе мозга. Когда мозг получает неправильную стимуляцию, тогда происходит «сбой» в его работе. Это обычно проявляется в виде нарушения синхронности работы полушарий мозга, что приводит к неврологическому расстройству.

Ребёнок с низкой самооценкой

При дислексии отмечаются трудности с чтением, письмом и орфографией. Несмотря на отсутствие её связи с уровнем интеллекта, дислексия может оказывать значительное влияние на качество жизни и обучения ребёнка, и, как следствие, на его самооценку. Для детей с дислексией этот аспект часто становится болезненной темой, поскольку их трудности в обучении могут вызывать чувство неполноценности, стыд и неуверенность в себе.

Однако, если правильно стимулировать мозг, регулярно поддерживая согласованность в работе полушарий мозга, то дислексия становится интеллектуальным преимуществом человека, которым нужно научиться правильно пользоваться. И тогда дислексик сможет жить более качественной, насыщенной жизнью, быть успешным в учёбе и профессиональной деятельности.

Что чувствует ребёнок-дислексик?

У дислексиков абсолютно сохранный интеллект, а значит, они прекрасно понимают свои проблемы, что ещё больше усугубляет ситуацию и снижает самооценку. Как показывают консультации в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе и занятия на программе «Интеллектуальные выходные», у большинства дислексиков снижается самооценка из-за следующих факторов:

  • Чувство неполноценности. Когда ребёнок видит, что его сверстники легко справляются с заданиями, которые ему даются с трудом, он может начать считать себя «глупым» или «неспособным». Особенно это ощущение неполноценности усиливается, если окружающие (учителя, родители, одноклассники) не понимают природу его трудностей и обвиняют его в лени или недостатке усилий.
  • Страх неудачи. Дети с дислексией часто боятся ситуаций, когда им предстоит читать или выполнять письменные задания. Например, им страшно отвечать на уроках, писать контрольные работы, читать вслух, так как они опасаются насмешек или осуждения. Этот страх неудачи может привести как к избеганию выполнения учебных задач, снижению мотивации к обучению, так и закреплению низкой самооценки.
  • Сравнение с другими. В школе дети постоянно сравнивают себя с одноклассниками. А для ребёнка с дислексией такое сравнение часто оказывается не в его пользу, что, естественно, негативно влияет на самооценку.
  • Эмоциональные последствия. Трудности в обучении могут вызывать у ребёнка-дислексика чувство тревоги, разочарования и даже депрессии. Эти эмоции усугубляются, если ребёнок не получает достаточной поддержки от взрослых. В результате он начинает избегать социальных контактов, что приводит к изоляции и ещё большему падению самооценки.

Как помочь ребёнку с дислексией развить адекватную самооценку?

Прежде всего дислексики нуждаются в понимании и принятии их со стороны родителей. И именно родители, в первую очередь, мамы являются первыми и главными помощниками своим детям с дислексией.

Почему роль мамы в жизни дислексика так важна? Все ответы вы найдёте в книге учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Дислексия мозга. За гранью известного», которая доступна в электронном виде на сайте Dyslexia.ru.

Книга Татьяны Гогуадзе о самооценке дислексиков

Минимизировать негативное влияние дислексии на самооценку поможет ранняя диагностика. Если родители и учителя понимают, что трудности связаны с дислексией, а не с ленью или недостатком способностей у ребёнка, они могут оказать ему необходимую поддержку, которая включает в себя:

  • организацию индивидуального подхода к обучению и по возможности обучение ребёнка с учётом его личностных особенностей;
  • введение в режим дня дислексика специальных психофизических упражнений, которые помогут ему преодолеть дислексические трудности, а главное – повысят согласованность в работе полушарий мозга. А ведь это и есть основной ключ к коррекции дислексии и раскрытию истинного потенциала ребёнка-дислексика;
  • создание комфортной среды дома, где ребёнок чувствует поддержку и понимание причин его трудностей в обучении;
  • акцентирование внимания на сильных сторонах ребёнка. Многие дислексики от природы обладают уникальными способностями, в том числе креативностью, развитым пространственным мышлением, умением решать нестандартные задачи. Поэтому для формирования самооценки у ребёнка с дислексией очень важно помогать ему осознавать свои сильные стороны и развивать их.

В большинстве случаев родители могут самостоятельно помочь своим детям с дислексией, дисграфией, СДВГ и другими трудностями в обучении. Как это сделать? Вся необходимая информация, которая регулярно пополняется новыми знаниями, собрана на платформе «Родительская Академия».

Родительская Академия для детей-дислексиков

Вы также можете подписаться на закрытый канал учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, где она делится рекомендациями по обучению и воспитанию детей с дислексией и другими трудностями в учёбе.