Вне зависимости от того, какая рука у ребёнка-дислексика является ведущей – левая или правая – дислексия у них проявляется одинаково.
Однако у леворуких детей дислексические трудности обычно выражаются намного сильнее, а значит, им труднее даются чтение и письмо, да и в целом они хуже усваивают новый материал. Одновременно с этим у них острее протекают психоэмоциональные кризисы, что, естественно, негативно сказывается на общем состоянии.
Ещё больше информации о том, как осуществляется коррекция дислексии у левшей и в чём её особенности, читайте в нашем тематическом разделе сайта «Ребёнок-левша – коррекция».
Конечно, если ребёнок – левша, то это ещё не означает, что он будет обязательно дислексиком, как и не означает, что у него будут проблемы с учёбой. Всё зависит от работы мозга, а, точнее, от того, какое полушарие мозга у ребёнка является функционально доминирующим.
В зависимости от доминантности мозга традиционно выделяют левополушарных и правополушарных людей. И если у правши доминирующим является левое полушарие, а у левши – правое, то, с точки зрения межполушарной координации, могут возникнуть проблемы в учебном процессе и обучаемости.
НО! Если у ребёнка есть дислексия, то существует высокая вероятность, что у него оба полушария мозга будут задействованы в равной степени, то есть речь идёт о новом генотипе, который можно назвать «Тактик+Стратег». Именно при таком генотипе чаще встречается леворукость у детей и взрослых. И этому есть своя причина, так как отсутствие доминантности может провоцировать леворукость или амбидекстрию.
Практика доказывает…
Биометрическое исследование по узорам пальцев, которое используется в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе для выявления дислексии, показывает, что если ребёнок относится к типу «Тактик и Стратег», то у него 100% есть дислексия. И здесь для коррекции дислексии и в целом для решения проблем с обучением ключевую роль начинает играть формирование функциональной доминации левого полушария мозга через активизацию работы правой руки! Если ребенок леворукий, то рассматривается вариант смены руки с левой на правую.
Связь ведущей руки и мозга
Когда мы что-то делаем левой или правой рукой, то автоматически стимулируем противоположное полушарие мозга. Пишем правой рукой – больше работает левое полушарие, а если левой – то правое полушарие.
И когда выясняется, что ребёнок-левша является «Тактиком и Стратегом» или от природы у него доминирующим является левое полушарие, то все его действия левой рукой приводят к активной стимуляции правого полушария мозга, из-за чего формируется рассогласованность в работе мозга и может значительно ухудшаться ситуация с обучением.
Более того, гиперфункция правого полушария подавляет созревание и функциональную активность левого полушария, поэтому у дислексиков-левшей и проявляются более остро все дислексические трудности. В частности, они намного чаще сталкиваются с такими проблемами, как:
- головные боли во время чтения;
- психоэмоциональная неустойчивость, повышенная плаксивость (в первую очередь у мальчиков);
- сложности с переключением внимания и длительным его удержанием;
- высокий уровень утомляемости при выполнении письменных работ;
- рассеянность на уроке и в целом крайне низкий интерес к учёбе;
- неправильный захват ручки/карандаша;
- крайне неразборчивый и неаккуратный почерк.
Особенность дислексика-левши от правши заключается ещё и в этом, что для успешной коррекции дислексии леворукому ребёнку может быть предложена смена пишущей руки с левой на правую.
Данная методика применяется в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе уже 4 года и доказала свою эффективность. НО! Смена пишущей руки проводится только в том случае, если ребёнок испытывает серьёзные и непреодолимые трудности в обучении. И обязательно этот процесс должен проходить под наблюдением специалиста, иначе ребёнку может быть нанесён серьёзный вред, в первую очередь, с точки зрения психоэмоциональной устойчивости.
Итак, ключевыми отличиями леворукого дислексика от дислексика-правши можно считать:
- более ярко выраженные дислексические трудности;
- более острые психоэмоциональные реакции на возникающие жизненные проблемы, в том числе и ситуации в учёбе;
- намного больше проблем с письмом. У левшей-дислексиков почерк обычно крайне неаккуратный, буквы прыгают по строчкам. И это связано не только с особенностями работы мозга при дислексии, а во многом неправильным захватом ручки. Левша во время письма просто вынужден выворачивать руку, иначе он просто не увидит, что пишет. А отсюда – дополнительные моторные трудности, повышенная утомляемость к монотонной нагрузке, неправильная осанка.
Если у вашего ребёнка-левши наблюдаются устойчивые трудности с обучением, почерком и запоминанием информации, имеются различные психоэмоциональные трудности, то Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе готов оказать квалифицированную помощь и в короткие сроки помочь преодолеть ребёнку дислексические трудности.