Уроки для дислексиков "Индивидуальность"

Версия для печати Отправить другу PDF версия
вт, 03/03/2009 - 03:00
Админ сайта

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - это САМОБЫТНОСТЬ человека,
которая реализуется в проектировании и выборе своего жизненного пути.

Развитие индивидуальных черт личности имеет ярко выраженную возрастную специфику. Одним из основных смыслов детства является становление, поиск "самости" при выборе своего социокультурного образца, поиск принадлежности той или иной группе сверстников. Созидая самих себя, дети тем самым в процессе детского общения создают ценности, культуру будущего взрослого общества.

Одной из важнейших задач образования является, на мой взгляд, защита детского общества от навязывания понятий, имеющих временный характер. Только давая возможность детям свободно развиваться в условиях своей самобытной субкультуры, мы можем говорить о современном подходе к процессу воспитания и обучения.

Обучение детей должно строиться в формЕ творческой, НО продуктивной деятельности. Человечество движется по направлению к новому миру труда. Миру, где "интенсификация творчества" обязательное условие достижения успеха, именно поэтому обучение детей должно строиться в формате творчески продуктивной деятельности.

Для младших школьников результат или продукт деятельности начинает приобретать значение лишь в том случае, если ребёнок оценивает себя и других не только по процессу деятельности, но и в зависимости от того, что именно он умеет делать, что у него получается. Здесь очень важно организовать дело так, чтобы дети имели возможность попробовать себя в разных видах продуктивной деятельности - пении, танеце, сочинении историй, рисовании ...

Важно так же, чтобы каждый ребёнок мог пережить состояние успеха, удовлетворения от получения пусть небольшого, но самостоятельного достижения. В школе должно стать правилом, что продукты детской деятельности имеют безусловную ценность.

Средством отбора и закрепления опыта, превращения его в устойчивое средство личности, является ПЕРЕЖИВАНИЕ. Личности ребёнка присуща не только изменчивость, она обладает относительной устойчивостью, что облегчает возможность активного самосотворения, построения себя и обстоятельств своего развития.

Если условием приобретения нового социального опыта является деятельность, то средством отбора и закрепления этого опыта, превращения его в устойчивое средство личности (индивидуальность), является ПЕРЕЖИВАНИЕ. Поэтому следующим правилом школьной жизни должна стать организация таких форм общения и деятельности детей и взрослых, в которых школьник включается в процесс своей деятельности. Это означает, что знания, умения, навыки, которые необходимо осваивать как инструментарий любой деятельности, должны занимать в структуре детской деятельности значительное место.

ПРОДУКТИВНОЙ творческая деятельность будет в том случае, если внутри неё возникает нужность освоения соответствующих знаний, умений и навыков. Потребность в освоении новых знаний, умений возникает у ребёнка внутри деятельности, значимой для него, а не навязывается путем принуждения или манипуляций. При таком построении образовательного процесса будет решаться и вопрос развития индивидуальных способов и средств деятельности. Осуществляя значимую для себя деятельность, ребёнок имеет возможность ориентироваться не только на требования и стандарты взрослых, но может откликаться на требования собственной индивидуальности, такие как особенности темперамента, мотивации, способностей ....

У дошкольника образ собственного тела играет ведущую роль в развитии "я-концепция". Это означает, что осознание ребёнком права быть самим сабой в своих самотических, а затем и собственно психологических проявлениях становится необходимым условием развития его индивидуальности. Жизнь детей в школе, их общение со взрослыми должны быть построены так, чтобы безусловно уважалось и признавалось право каждого быть отличным от всех.

Дети увлекаются рисованием, лепкой, конструированием, музыкой ... Поддержать такого рода увлечения можно, устраивая персональные выставки. Причем выставлять надо все работы, независимо от качества. Это связано с тем, что в своих работах ребёнок еще не столько отражает мир, сколько выражает самого себя, пробует свои возможности. Если работа по каким-то причинам не попадает на выставку, это переживается детьми очень болезнено. Негативная оценка детской деятельности наносит непоправимый ущерб самооценке ребёнка, сказывается на становлении его позиции по отношению к себе и к людям вообще.

В целом важно помнить, что одним из условий нормального развития детей младшего школьного возраста является благожелательное, теплое общение со взрослыми. Свет этого общения помогает ребенку позитивно отнестись к самому себе, осознать собственную уникальность и право каждого на исключительность.